Статьи По дате публикацииПо автору   

23.10.2012 Вероника Даль журналист, Пермь

Экологичность в мифологическом тренде

Фестиваль  KAMWA moda, окончательно сложившись идейно и мировоззренчески, озабочен экологическим сознанием, которое легко и непринужденно сплетается с мифологическим.  Потому и сделали на фестивале две номинации - «Мифология» и «ЭКОдежда», и обе под завязку были напичканы классными, добротными коллекциями – а многим соискателям было еще и отказано… А жюри еще и привередничало: никто не хотел просто умиляться «молодежной экологической инициативе», а требовали от конкурсантов  вещей качественных, и – миф не миф – модных. Чтоб и экологично,  и в тенденции.

И тут впору задаться вопросом – а экологичность это, вообще, модно? Ведь сейчас все одержимы возрождением и переработкой кутюрного мастерства; с новой барочной тенденцией мода упивается всей сложностью кроя, декоративных и оформительских приемов, технологических изысков. Что ж, у поклонников экологичности тоже есть изыски и, в конце концов, где бы был весь этот кутюр без ручных ремесел, берущих начало  в народном творчестве? Можно даже будет ввести номинацию «возрожденное ремесло» как-нибудь при случае - наш ответ кутюру.

Но с экологичностью тоже все сложно – тут и спорят, и будут спорить еще долго. Вот, например, такое требование, во всем мире принятое, как простота кроя и исполнения. Чем проще крой, чем меньше швов – тем более энергосебрегающим получается производство одежды. Ну и куда нас может завести стремление к этой предельной простоте?  Баленсиага, конечно, прославился своим пальто с одним швом, но где набрать столько Баленсиаг? Велика вероятность, что простые смертные, сокращая швейные и конструкторские ухищрения, просто выведут на подиум моделей в расписных мешках. Не желая моды скучной и малоизобретательной, организаторы не требовали коллекций с «одним швом», а требовали натуральных тканей, натуральных красителей, безвредности (для людей и животных), удобства.

После того, как все модели прошли по подиуму, первым чувством, посетившим пермского зрителя, наверно, было чувство острой жалости к жюри. Ну, и как они теперь будут выбирать, из такого-то количества сильных коллекций? Слабых было 2-3, не больше, все остальное – настолько талантливо, ярко, изобретательно. В экологическую моду легко укладываются  и футуристические (в стиле seapank?) коллекции, вроде «Ундины»  Григория Коробейникова, «Нуно» Екатерины Поповой; и немножко сумасшедшие – «Капитан ФРИК» Ксении Смоляковой,  с остроумной переделкой старых вещей, плюшевыми мишками вместо брошей – весьма изобретательный кастомайзинг.  «Точка зрения» Евгении Увыкиной вся была сделана из обычных, правда, автором расписанных, маек. Был даже турнюр из футболок… Коллекция впечатлила всех, но места ей никакого не дали, потому что жюри (а мы еще раз им посочувствуем) придралось к некоторым швейным огрехам.

Любопытно было наблюдать за тем, как дизайнерские школы из разных городов несли каждая свою, зримую идею. Остроумность, изобретательность, самые невероятные и смелые находки – это Екатеринбург. Омск – продвинутый, современный дизайн, умение мыслить вполне по-европейски. Близкая к высокой, классической моде, но от этого ничуть не менее умная и современная Ивановская школа. Готическая и при этом очень «прет-а-портешная» Уфа, с ее, неожиданно, кельтской романтикой, глубоким чувством.  А Пермь никакой единой идеи не представила. Пермских коллекций вообще было только три и в число призеров они не вошли. Увы, наша самая сильная школа «МИФ» как раз в это время увезла своих студентов в Мюнхен, то ли на конкурс, то ли на стажировку. Лучшим из Перми стала «Чайка» Евгении Карповой. Женя шила и представляла ее еще летом, но с прицелом на КАМВУ.

Кстати, не такой уж большой процент из всего, что прошло по подиуму, был сшит именно для КАМВЫ. В основном, это были работы выпускников вузов 2011, 2012 годов. Пока в России – это основной контингент конкурсантов. Они полны идей, голова ломится от дизайнерских находок,  руки чешутся от желания действовать, а рутина и необходимость зарабатывать деньги на шитье корпоративных фартуков для официантов кафе «Огонек» их еще не засосала. Потом, говорят, всех засасывает. У нас тут не Китай, денег молодым талантам на развитие местного дизайна никто не подбросит. Но если бы вы видели, как мощно, одним броском вырвалась вперед российская мода! А вместе с нею – и КАМВА.   Это был уже совсем другого уровня фестиваль, никакой вам самодеятельности. Вот просто гордость берет.

Совершенно особняком стояла коллекция из Самарканда: ее автор Альфия Валиева - зрелый дизайнер, чьи вещи жюри не знало по каким критериям и оценивать. Свойственная восточной эстетике не модность, а историчность и костюмность – вот какая это тенденция? Поэтому одна из самых великолепных коллекций осталась без приза. «А мы приглашали ее как гостя, вне конкурса, подозревая, что трудно будет уместить эти прекрасные вещи и ткани в какие-то рамки», - уточняет Марина Белавина, одна из организаторов фестиваля. 

Победителем в номинации «Мифология» стала сильная и современная коллекция INCOGNITA terra (Душа) Васильевой Варвары из Иваново.  Воздушная, с  интересным наложением и сочетанием фактур, сложно и удачно воплощенной идеей -  все, что художник хотел сказать, мы поняли. Великолепные, автором расписанные ткани и яркие конструкторские приемы. Варвара как победительница поедет в  Китай на неделю моды в Пекине, где люди, занимающиеся китайской модой – самые важные, ключевые люди – расскажут Варваре все, что она хотела знать о дизайне и организации фэшн-бизнеса. Чтобы Варвара потом вернулась в Россию и ломала голову над тем, почему у нас не так, как  в Китае, а как в кафе «Огонек».

Второе место – у  Репиной Вероники из Санкт-Петербурга, с коллекцией «СТРАННИК» – глубокой,  более чем экологичной и остро модной.

Коллекция «ЛОМО» из Омска – на третьем месте. Самое в ней невероятное – это какое-то новое дизайнерское сознание, переворот в голове, который в Омской школе дизайна всегда умели организовать.

А в «ЭКОодежде» победила сразившая всех коллекция Дарьи Лукашиной из Иваново «РОССИЯ+ЯПОНИЯ=ЛЮБОВЬ». Ивановский и волшебный японский хлопок, неизбитые размышления на тему русского и японского костюма. Коллекцию хотелось купить сразу всю – да ее и скупают уже в который раз, автор шьет новую партию для очередного конкурса и влюбляет в свои вещи новые города и фестивали. Так что, на производстве Даше самое место и наградили ее стажировкой в крупной производственной компании «Группа ЛИНУМ». Все-таки, не кафе «Огонек»…

На втором месте «Орландо»  Конновой Алёны из Москвы, где мальчики и девочки менялись одеждой, а на третьем дзеннская коллекция «Где-то рядом» Агафоновой Жанны из Екатеринбурга. Она запомнилась необычными материалами, смесью шелка и льна, например, что выглядело весьма неизбито, благородно и опять хотелось все купить и носить.

Совсем ничего не досталось двум интересным коллекциям в стиле «стим-панк» - «Биармии» Клевакина Романа и театра «Мимикрия» и «В понедельник мама родила» Банниковой Полины. Зато смотреть на них было очень интересно: такого рода показы всегда превращаются в перформансы, а мода, даже самая высокая и качественная – зрелище утомительное. Надо его как-то оживлять.

Ну, про то, что фестиваль и вырос, и удался, мы уже сказали. Радостно, что в Перми модные конкурсы не только умирают, но и растут. И скоро у кафе «Огонек» буду самые футуристичные и экологичные фартуки.