01.05.2014 Влад Алтайский

99-ый год. Декабрь

В разгар Millennium Fever в Перми в доме Дягилева участникам конференции "Визуальная культура XX века" было предложено на 34 минуты погрузиться в реальность, которую они пытаются изучать. Так заявила о себе "Мимикрия".
      

Проект для нашего города уникальный в своем роде. Впервые в Перми так профессионально и концептуально подошли к оформлению сценического и музыкального пространства. 60x36x45. Сшитые вручную экраны (кв. метры) x трансформирующаяся трехуровневая сцена (кв. метры) x команда участников (люди). Специально для спектакля была создана оригинальная музыка. Именно создана, слово "написана" в применении к этому чрезвычайно насыщенному материалу не отражает всей сложности и уровня работы. К тому же пишут музыку композиторы, а Эдуард Андрианов, организатор музыкального пространства и один из идеологов "Мимикрии" терпеть не может, когда его так называют. Ну и не будем. Но "пермским Анджело Бадаламенти" назвать я думаю можно. Кстати, надо сказать, что "Мимикрия" - это редкий случай, когда в музыкальном оформлении спектакля была использована вполне профессиональная звуковая аппаратура. Наверное, поэтому посещение "Мимикрии" производит такое же впечатление, как поход в первый раз в "Триумф" после обычного кинотеатра.

Уже всего вышеперечисленного по пермским меркам с лихвой хватило бы проекту, чтобы стать событием. Для Наталии Шостиной, автора и постановщика действа, это было бы слишком просто. "Мимикрия", кроме прочего - невероятный уровень энергетики, которую невозможно выразить ни письменно, ни устно. Да и зачем? То, что можно сказать словами, нет смысла воплощать на сцене или в музыке.

И это еще не все. "Мимикрия" - спектакль, демонстрирующий совершенно запредельный уровень визуальной насыщенности. Невозможно передать собственное изумление, когда понимаешь, что смотришь, по сути дела, "видео живьем". Ведь обычно такая плотность, емкость и законченность визуального ряда присуща кино, видеоарту или, например, видеоклипам. Театру об этом остается только мечтать.

     Все же в пространстве "Мимикрии" действуют театральные законы. Как спектакль она существует "здесь и сейчас". С первых звуков музыки до финальной тишины каждый из жестов не повторяется дважды. Как на спектакль на нее влияет настроение, погода, день недели, фазы луны и пр., и пр. Как в спектакле актеры общаются с залом напрямую.
      После этой ритуально-энергетической атаки большинство зрителей проводят некоторое время в полном замешательстве, искренне недоумевая, когда, собственно, начинать хлопать. Да и надо ли вообще. Ведь никому не приходит в голову рукоплескать шаману, который во время танца открывает проход в другие миры. Но "Мимикрия" - это не секта. Это просто одаренные люди, которые давно осознали, что такое Пермь и зачем они здесь живут. Для них искусство - это прорыв в новое качество, в новую, небывшую, незнакомую нам визуальную и музыкальную энергетику, в возможность познать другую, не материальную сторону мира. От многих традиционных пермских проектов "Мимикрию" отличает также невероятный "драйв", соединенный с четкой осмысленностью и структурированностью происходящего. И остро профессиональный подход ее авторов ко всему, чем они занимаются.

     Но больше "Мимикрию" в таком качестве, как она была представлена, вы не увидите. Совершенный по форме иероглиф был написан на речном песке, а затем его смыло волной. Будем ждать "Мимикрию 2".

Влад Алтайский, 1999, декабрь

фото проекта http://www.kamwa.ru/photo/a_56-MIMIKRIYa/