22.10.2021 Роман Баталин

ПЕРМСКИЙ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

АРХИВ 2007

Первый возникающий при прочтении названия вопрос очевиден: почему проект «параллельный», чему он параллелен? Ответ на него уже не так прост. С одной стороны это параллельность существующей официальной культуре, а с другой это связь с «параллельными мирами Перми». Именно такими словами художественный руководитель проекта Наталья Шостина называет легенды о народе Чудь, некогда обитавшем в Пермских землях и оставившем нам множество художественно-религиозных артефактов, собранных теперь под одним названием «пермский звериный стиль»

Долгое время Пермский Параллельный Проект существовал в рамках культуры андеграунда, но в 1999-ом году состоялся их первый авангардный спектакль «Мимикрия», в котором актеры, одетые в белое двигаются на фоне белого экрана, строя замысловатые фигуры, и на это действо проецируется сложный художественный видеоряд. Таким образом, актеры «мимикрируют», сливаясь с фоном. Ну а поскольку видео построено в пермском зверином стиле, то происходит некое «оживление» следов Чуди.

По мере развития арт-группы «Пермский Параллельный Проект» ее участники стали все глубже изучать историю и легенды Пермского Края. Собирая материал в этнографических и археологических экспедициях, они изучали пермский звериный стиль не столько с историческо-археологической точки зрения, сколько с художественной.

Одна из целей проекта – мифологическая реконструкция народа Чудь, в которой проекту помогают ученые, исследователи и целые университеты.

На данный момент Пермский Параллельный Проект поддерживает множество различных направлений: здесь и театр «Мимикрия», образовавшийся из одноименного спектакля; и синтез-театр «Post-vog», ориентированный на моду; и детское направление; и два фестиваля, заслуживающие более широкого освещения, чем просто место в неполном перечне сфер интересов Пермского Параллельного Проекта.

Хронологически первым был фестиваль уличных перфомансов «Сквер», на который съехались театры и отдельные исполнители со всей России. Фестиваль прошелся по очень разным сферам: то, что начиналось с кича, постепенно перешло в культурно-политическую акцию, связанную со свободой художника.

Этнофутуристический фестиваль «Камва», прошедший вторым, так же собрал множество народов с разных территорий. Здесь были и финно-угорские шаманы, и тибетские монахи, и музыкальные этнические ансамбли из Москвы и других городов, и даже ирландские танцоры. Название «Камва» непосредственно связано с финно-угорской легендой о появлении реки Кама, и состоит из двух корней: из имени Кам, принадлежавшего шаману, создавшему реку, и слова «ва», и по сей день обозначающего воду в языках малочисленных финно-угорских народов, населяющих север Пермского Края.

Таким образом, Пермский Параллельный Проект, начавшийся как андеграундная инициатива энтузиастов пермского звериного стиля и легенд Края, перерос в масштабную и ветвистую организацию этнической направленности, охватывающую новые сферы развития искусства.